marchenk: (Default)
[personal profile] marchenk
У меня не было религиозного образования. Да и искреннего интереса к религии тоже не возникало. Если что и читал - из праздного любопытства, безо всякой примерки на себя. Поэтому когда случайно оказывался в гуще каких-то споров "около церковных стен", то либо уходил в сторону из нежелания терять время, либо - вникал, чтобы лучше представлять мировоззрение ближних, с которыми делю социальное пространство, либо - искал урока для извлечения "светской пользы" (по части этики, истории, получения эстетического опыта etc).

Юношеские походы по разного рода церквям, общинам, обрядам, сакральным книгам - не в счет. От них не осталось ни ощущения обделенности слухом к мистическому, ни потребности быть частью общности, объединенной вероисповеданием. По-настоящему я дорожил отношениями, которые завязывались в других средах - университете, библиотеках, культурных или гражданских ассоциациях. К священникам, монахам, знатокам богословия - ни особого пиетета, ни реакций болезненного самоутверждения, как у воинствующих атеистов, ни даже легкой, вполне доброжелательной иронии, как у агностиков. Де, мало ли не земле специалистов по неведомым мне вещам. Нужны кому-то - и слава богу. Не лезут за пределы своих загробных компетенций, не навязывают себя невоцерковленным - и хорошо. И уж совсем славно, когда несут свою Истину делами в миру - благотворительностью, социальной работой, личным примером. В этом - готов и плечо подставить.

Риторике о возрождении Церкви в начале 90-ых я заочно сочувствовал. Возвращение имущества, освобождение от налогов и т.д. воспринимал как восстановление справедливости. Даже если СМИ давали картинки, которые не соответствовали моим представлениям (сюжеты типа беспошленного провоза и продажи алкоголя и сигарет для пополнения казны РПЦ), то особо не возмущался, т.к. подобные эпизоды должны в первую очередь задевать прихожан и клир.

За последние годы ситуация изменилась. У меня есть ощущение, что РПЦ в ее нынешнем состоянии - это угроза моему миру. Не сама по себе (внутренняя жизнь Церкви меня по-прежнему мало волнует), а те ее части, что жаждут экспансии и передела неформальных границ между светским и религиозным, между Церковью и Государством, между традиционными и реформаторскими конфессиями. Внедрение в школы, в учреждения науки и искусства, в медийное пространство... Пусть патриарх носит какие угодно часы, пусть прихожане следуют дресс-кодам XVI века, пусть строят воскресные школы, семинарии и духовные академии, пусть делают массовые эвенты вроде поклонения поясу Богородицы... Там, где это все по доброй воле, на средства верующих и без ущерба для окружающих - вольному воля.


Но зачем РПЦ так рвется на чуждые (не враждебные, а другие, по иным правилам скроенные) общественные площадки? Вот уж кто, после эпохи гонений и катакомбного существования, должен бы по идее настаивать на радикальной автономии от государства... Ей-богу, не понимаю.

Панк-молебны и проч. симметричны не только хоругвеносцам, врывающимся на выставки в галереи или музеи. Чем больше церковь идет влияния в миру, тем больше знаков обмирщения в ней самой. Оно кому надо?

P.S. «Церковь убивает волной!»
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org


 
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

marchenk: (Default)
marchenk

January 2013

S M T W T F S
  123 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 24th, 2017 04:34 pm
Powered by Dreamwidth Studios